Чем объясняется взаимодействие

Взаимодействие параллельных проводников с током (стр. 1 из 3)

Чем объясняется взаимодействие

Введение……………………………………………………………………….3

I. Знакомство с явлением………………………………………………..5

1.1. Экспериментальная установка……………………………..5

1.2. Сила взаимодействия параллельных токов………………6

1.3.Магнитное поле вблизи двух параллельных проводников……………………………………………….…………….9

II. Количественная величина сил……………………………………10

2.1 Количественный расчет силы, действующей на

ток в магнитном поле…………………………………………..10

III. Электрическое взаимодействие…………………………………13

3.1 Взаимодействие параллельных проводников……………13

Заключение…………………………………………………………………..15

Список использованой литературы…………………………………16

Введение

Актуальность:

Для более полного понимания темы электромагнетизм, необходимо детальнее рассмотреть раздел взаимодействия двух параллельных проводников с током. В данной работе рассматриваются особенности взаимодействия двух параллельных проводников с током.

Объясняется их взаимное притягивание и отталкивание. Рассчитывается количественная составляющая сил ампера, для проведенного в ходе работы эксперимента.

Описывается действие друг на друга магнитных полей существующих вокруг проводников с током, и наличие электрической составляющей взаимодействия, существованием которой часто пренебрегают.

Цель:

Опытным путем рассмотреть существование сил которые участвуют во взаимодействии двух проводников с током и дать им количественную характеристику.

Задачи:

– Рассмотреть на опыте наличие сил ампера в проводниках, по которым проходит электрический ток.

– Описать взаимодействие магнитных полей вокруг проводников с током.

– Дать объяснение происходящим явлениям притяжения и отталкивания проводников.

– Сделать количественный расчет сил взаимодействия двух проводников.

– Теоретически рассмотреть наличие электрической составляющей взаимодействия двух проводников с током.

Предмет исследования:

Электромагнитные явления в проводниках.

Объект исследования:

Сила взаимодействия параллельных проводников с током.

Методы исследования:

Анализ литературы,наблюдение и экспериментальное исследование.

I. Знакомство с явлением

1.1 Знакомство с явлением

Для нашей демонстрации нам необходимо взять две очень тонкие полоски алюминевой фольги длиной около 40 см. Укрепив их в картонной коробке, как показано на рисунке 1. Полоски должны быть гибкими, ненатянутыми, должны находиться рядом, но не соприкасаться.

Расстояние между ними должно быть всего 2 или 3 мм. Соеденив полоски с помощью тонких проводов, подсоеденим к ним батарейки, так чтобы в обеих полосках ток шел в противоположных направлениях.

Такое соединение будет закорачивать батарейку и вызовет кратковременный ток » 5А[1].

Чтобы батарейки не вышли из строя их нужно подключать на несколько секунд каждый раз.

Подсоеденим теперь одну из батарей противоположными знаками и пропустим ток в одном направлении.

При удачном подключении видимый эффект мал, но зато легко наблюдаем.

Обратим внимание на то, что этот эффект никак не связан с сообщениям заряда полоскам. Электростатически они остаются нейтральными.

[2] Чтобы в этом убедиться, что с полосками ничего не происходит когда они действительно заряжаются до этого низкого напряжения, подсоеденим обе полоски к одному полюсу батарейки, или одну из них к одному полюсу, а другую ко второму. (Но не будем замыкать цепь во избежании появления токов в полосках.)

1.2 Сила взаимодействия параллельных токов

В ходе эксперимента мы наблюдали силу, которую нельзя обЪяснить в рамках электростатики. Когда в двух параллельных проводниках ток идет только в одном направлении, между ними существует сила притяжения. Когда токи идут в противоположных направлениях, провода отталкиваются друг от друга.

Фактическое значение этой силы действующей между параллельными токами, и ее зависимость от расстояния между проводами могут быть измерены с помощью простого устройства в виде весов.[3] В виду отсутствия таковых, примим на веру, результаты опытов которые показывают, что эта сила обратно пропорциональна расстоянию между осями проводов: F ~1/r.

Поскольку эта сила должна быть обусловлена каким – то влиянием, распространяющимся от одного провода к другому, то такая цилиндрическая геометрия создаст силу, зависящую обратно пропорционально первой степени расстояния. Вспомним, что электростатическое поле распространяется от заряженного провода тоже с зависимостью от расстояния вида 1/r.

Исходя из опытов видно также что сила взаимодействия между проводами зависит от произведения протекающих по ним токов. Из симметрии можно сделать вывод что если эта сила пропорциональна I1, она должна быть пропорциональна и I2. То, что эта сила прямо пропорциональна каждому из токов, представляет собой просто экспериментальный факт[4].

Добавляя коэффициент пропорциональности, можем теперь записать формулу для силы взаимодействия двух параллельных проводов: F ~ l/r, F ~I1 I2; следовательно,
Коэффициент пропорциональности будет содержать связанный с ним множетель 2p, не в саму константу.[5]
Взаимодействие между двумя парралельными проводами выражается в виде силы на еденицу длины. Чем длиннее провода тем больше сила:

Расстояние rмежду осями проводов F/l измеряется в метрах. Сила на 1 метр длины измеряется в ньютонах на метр, и токи I1 I2 – в амперах. В этом случае значение m0 в точности равно 4p*10-7.

В школьном курсе физики первым дается определение кулону через ампер, не давая при этом определения амперу, и затем принимается на веру значение константы k , появляющейся в законе Кулона.

Только теперь возможно перейти ктому, чтобы рассмотреть определение ампера.

Когда полагается что m0 =4p*10-7, уравнение для F/lопределяет ампер. Константа m0называется магнитной постоянной. Она аналогична константе e0 электрической постоянной.

Однако в присвоении значений этим двум константам имеется операционное различие. Мы можем выбирать для какой-нибудь одной из них любое произвольное значение. Но затем вторая константа должна определяться на опыте, поскольку кулон и ампер связаны между собой.

В (СИ) выбирается m0 и затем измеряетсяe0 .

Исходя теперь из выше описанной формулы значение ампера можно выразить словами: если взаимодействие на 1м длины двух длинных параллельных проводов, находящихся на расстоянии 1м друг от друга, равна 2*10-7Н, то ток в каждом проводе равен 1А.

В случае, когда взаимодействующие провода находятся перпендикулярно друг к другу, имеется лиш очень небольшая область влияния, где провода проходят близко друг к другу, и поэтому можно ожидать, что будет мала и сила взаимодействия между проводами. На самом деле эта сила равна нулю.

Поскольку силу можно считать положительной, когда токи параллельны, и отрицательной, когда токи антипараллельны, вполне правдоподобно, что эта сила должна быть равна нулю, когда провода перпендикулярны, ибо это нулевое значение лежит посередине между положительными и отрицательными значениями.

1.3 Магнитное поле вблизи двух параллельных

проводников

Как уже было рассмотрено выше, между параллельными токами действует сила притяжения. Картина линий поля показана на рисунке 3 показывает, что вокруг двух параллельных токов поле усиливается, в то время как между проводами ослабляется.

Если воспользоваться предложенной Фарадеем моделью, в которой линии поля рассматриваются как упругие нити, стремящиеся сократиться и в то же время отталкивающие друг друга, то мы придем к заключению, что линии магнитного поля пытаются стянуть два провода вместе в центральную область, где их поля взаимно уничтожаются.

На рисунке 4 видим противоположную ситуацию. Провода и здесь параллельны, но токи в них антипараллельны. Теперь поля между проводами складываются конструктивно, в то время как во внешних областях происходит частичная компенсация полей. Линии поля отталкивают друг друга и поэтому пытаются раздвинуть провода.

II. Количественная величина сил

Источник: https://mirznanii.com/a/323273/vzaimodeystvie-parallelnykh-provodnikov-s-tokom

9 класс. Контрольная работа по теме «Магнитное поле. Электромагнитная индукция» – физика, тесты

Чем объясняется взаимодействие

9 класс. Контрольная работа по теме:«Магнитное поле. Электромагнитная индукция». Вариант 1.1. Чем объясняется взаимодействие двух параллельных проводников с постоянным током?
  1. взаимодействие электрических зарядов;
  2. действие электрического поля одного проводника с током на ток в другом проводнике;
  3. действие магнитного поля одного проводника на ток в другом проводнике.

2.  На какую частицу действует магнитное поле?

  1. на движущуюся заряженную;2)на движущуюся незаряженную;3) на покоящуюся заряженную;

4)на покоящуюся незаряженную.

3. На каком из рисунков правильно показано направление индукции магнитного поля, созданного прямым проводником с током. 1)А;    2)  Б;     3) В.

4.С какой силой действует магнитное поле индукцией 10 мТл на проводник, в котором сила тока 50 А, если длина активной части проводника 10 см? Линии магнитной индукции поля и направление тока  взаимно перпендикулярны.

5. В магнитном поле находится проводник с током.Каково направление силы Ампера, действующей на проводник? 1)от нас;    2) к нам;  3) равна нулю.

 6.Электромагнитная индукция – это:

1)явление, характеризующее действие магнитного поля на движущийся заряд;

2)явление возникновения в замкнутом контуре электрического тока при изменении магнитного потока;

3)явление, характеризующее действие магнитного поля на проводник с током.

7. Контур с площадью 100 см2 находится в однородном магнитном поле с индукцией 2 Тл. Чему равен магнитный поток, пронизывающий контур.

8.Установите соответствие между физическимивеличинами  и единицами их измерения

величиныЕдиницы измерения
А)индуктивность1)тесла (Тл)
Б)магнитный поток2)генри (Гн)
В)индукция магнитного поля3)вебер (Вб)
4)вольт (В)

9.Какова индукция магнитного поля, в котором на

 проводник с длиной активной части 10 см действует

сила 20 мН? Сила тока в проводнике 8 А. Провод

ник расположен перпендикулярно индукции

магнитного поля.

10.Какая сила действует на протон, движущийся

со скоростью 20 Мм/с в магнитном поле с индукцией 

0,35 Тл перпендикулярно линиям индукции?

9 класс. Контрольная работа по теме:«Магнитное поле. Электромагнитная индукция». Вариант 2.

1. Поворот магнитной стрелки вблизи проводника с током объясняется тем, что на нее действует:

1)магнитное поле, созданное движущимися в проводнике зарядами;

2)электрическое поле, созданное зарядами проводника;

3)электрическое поле, созданное движущимися зарядами проводника.

2.Движущийся электрический заряд создает:

1)только электрическое поле;

2)как электрическое поле, так и магнитное поле;

3)только магнитное поле.

3. На каком из рисунков правильно показано направление индукции магнитного поля, созданного прямым проводником с током. 1)А;    2)  Б;     3) В.

4. Какова индукция магнитного поля, в котором на проводник с длиной активной части 5 см действует сила 50 мН? Сила тока в проводнике 25А. Проводник расположен перпендикулярно линиям индукции магнитного поля.

5. В магнитном поле находится проводник с током.Каково направление силы Ампера, действующей на проводник? 1)от нас;    2) к нам;  3) равна нулю.

6.Сила Лоренца действует

1) на незаряженную частицу в магнитном поле;

2)на заряженную частицу, покоящуюся в магнитном поле;

3)на заряженную частицу, движущуюся вдоль линий магнитной  индукции поля.

7. Магнитный поток внутри контура, площадь поперечного сечения которого 60 кв. см, равен 0,3 мВб. Найдите индукцию поля внутри контура. Поле считать однородным.

8.Установите соответствие между физическимивеличинами  и формулами, по которым эти величины определяются

величиныформула
А)Сила, действующая на проводник с током со стороны магнитного поля1)
Б)Энергия магнитного поля2)
В)Сила, действующая на электрический заряд, движущийся в магнитном поле.3)
4)

9.Какова индукция магнитного поля, в котором на проводник

 с длиной активной части 15 см действует сила 30 мН? Сила

тока в проводнике 12 А. Проводник расположен перпендикулярно индукции магнитного поля.

10.. Какая сила действует на протон, движущийся со скоростью 40 Мм/с в магнитном поле с индукцией  0,25 Тл перпендикулярно линиям индукции?

Вариант 1

А1. Чем объясняется взаимодействие двух параллельных проводников с постоянным током?

  1.                взаимодействие электрических зарядов;
  2.                действие электрического поля одного проводника с током на ток в другом проводнике;
  3.                действие магнитного поля одного проводника на ток в другом проводнике.

А2.  На какую частицу действует магнитное поле?

  1.                на движущуюся заряженную;
  2.                на движущуюся незаряженную;
  3.                на покоящуюся заряженную;
  4.                на покоящуюся незаряженную.
А3. На каком из рисунков правильно показано направление индукции магнитного поля, созданного прямым проводником с током.

А4. С какой силой действует магнитное поле индукцией 10 мТл на проводник, в котором сила тока 50 А, если длина активной части проводника 10 см? Линии магнитной индукции поля и направление тока  взаимно перпендикулярны. 

А5. В магнитном поле находится проводник с током. Каково направление силы Ампера, действующей на проводник?
  1.                от нас;    2) к нам;  3) равна нулю.

А6.Электромагнитная индукция – это:

  1.                явление, характеризующее действие магнитного поля на движущийся заряд;
  2.                явление возникновения в замкнутом контуре электрического тока при изменении магнитного потока;
  3.                явление, характеризующее действие магнитного поля на проводник с током.

А7. Контур с площадью 100 см2 находится в однородном магнитном поле с индукцией 2 Тл. Чему равен магнитный поток, пронизывающий контур.

8.Установите соответствие между физическимивеличинами  и единицами их измерения

ВЕЛИЧИНЫЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ
А)индуктивность1)тесла (Тл)
Б)магнитный поток2)генри (Гн)
В)индукция магнитного поля3)вебер (Вб)
4)вольт (В)

В2. Чему равен магнитный поток через контур индуктивностью 4 Гн при силе тока в нем 2А?

В3 .

В4.

Контрольная работа по теме:

«Магнитное поле. Электромагнитная индукция» 9класс

Вариант 2

1. Поворот магнитной стрелки вблизи проводника с током объясняется тем, что на нее действует:

1)магнитное поле, созданное движущимися в проводнике зарядами;

2)электрическое поле, созданное зарядами проводника;

3)электрическое поле, созданное движущимися зарядами проводника.

2.Движущийся электрический заряд создает:

1)только электрическое поле;

2)как электрическое поле, так и магнитное поле;

3)только магнитное поле.

3.На каком из рисунков правильно показано направление индукции магнитного поля, созданного прямым проводником с током.

А4. Какова индукция магнитного поля, в котором на проводник с длиной активной части 5 см действует сила 50 мН? Сила тока в проводнике 25А. Проводник расположен перпендикулярно линиям индукции магнитного поля.

А5. В магнитном поле находится проводник с током. Каково направление силы Ампера, действующей на проводник?
  1.                 от нас;    2) к нам;  3) равна нулю.

А6. Сила Лоренца действует

  1.                 на незаряженную частицу в магнитном поле;
  2.                 на заряженную частицу, покоящуюся в магнитном поле;
  3.                 на заряженную частицу, движущуюся вдоль линий магнитной  индукции поля.

А7. Магнитный поток внутри контура, площадь поперечного сечения которого 60 кв. см, равен 0,3 мВб. Найдите индукцию поля внутри контура. Поле считать однородным.

8.Установите соответствие между физическимивеличинами  и формулами,

по которым эти величины определяются

ВЕЛИЧИНЫЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ
А)Сила, действующая на проводник с током со стороны магнитного поля1)
Б)Энергия магнитного поля2)
В)Сила, действующая на электрический заряд, движущийся в магнитном поле.3)
4)

В2. Какова индуктивность соленоида, если при силе тока 5 А через него проходит магнитный поток в 50 мВб?

В3.

В4.

Тест«Электромагнитная индукция»

А 1Фарадей обнаружил
1) отклонение магнитной стрелки при протекании электрического тока по проводу2) взаимодействие параллельных проводников с током3) возникновение тока в замкнутой катушке при опускании в неё магнита4) взаимодействие двух магнитных стрелок
А  2В металлическое кольцо в течение первых двух секунд  вдвигают магнит, в течение следующих двух секунд магнит оставляют неподвижным внутри кольца, в течение последующих двух секунд его вынимают из кольца. В какие промежутки времени в катушке течет ток?
  1.                0-6 с        2) 0-2 и 4-6 с      3) 2-4 с       4) только 0-2 с
А 3Какой процесс объясняется  явлением электромагнитной индукции?
1) отклонение магнитной стрелки вблизи проводника с током2) возникновение силы, действующей на движущуюся заряженную частицу  в магнитном поле3) взаимодействие двух проводов с током4) появление тока в замкнутой катушке при удалении из неё постоянного магнита
А 4Одно проводящее кольцо с разрезом  поднима­ют из начального положе­ния вверх над полосовым магнитом, а второе сплошное проводящее кольцо из начального положения (рис.) сме­щают вправо. При этом индукцион­ный ток1) течет только в первом кольце2) течет только во втором кольце3) течет и в первом, и во втором коль­це4) не течет ни в первом, ни во втором кольце
А  5На рисунке показаны два способа вращения рамки в однородном магнитном поле. Ток в рамке
1)возникает в обоих случаях
2)не возникает ни в одном из случаев
3)возникает только в первом случае
4)возникает только во втором случае
А 6Один раз полосовой магнит падает сквозь неподвижное металлическое кольцо южным полюсом вниз, а второй раз – северным полюсом вниз. Ток в кольце
1) возникает в обоих случаях2) не возникает ни в одном из случаев3) возникает только в первом случае4) возникает только во втором случае

Источник: https://mega-talant.com/biblioteka/9-klass-kontrolnaya-rabota-po-teme-magnitnoe-pole-elektromagnitnaya-indukciya-81545.html

Взаимодействие — Большая советская энциклопедия

Чем объясняется взаимодействие

I

Взаимоде́йствие

одна из основных философских категорий, отражающая процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и изменение состояния или взаимопереход, а также порождение одним объектом другого. В. представляет собой вид непосредственного или опосредованного, внешнего или внутреннего отношения (См.

Отношение), Связи. Свойства объекта могут проявиться и быть познанными только во В. с другими объектами. «Взаимодействие — вот первое, что выступает перед нами, когда мы рассматриваем движущуюся материю…» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 546). Понятие В.

находится в глубокой связи с понятием структуры (См. Структура). В. выступает как интегрирующий фактор, посредством которого происходит объединение частей в определенный тип целостности. Например, электромагнитное В. между ядром и электронами создаёт структуру атома. В. людей между собой и с миром, т. е.

общественная практика, определяет структуру общества, человеческое поведение и сознание.

В. носит объективный и универсальный характер. В. охвачены все формы бытия и формы их отражения. В силу универсальности В. осуществляется взаимная связь всех структурных уровней бытия, материальное единство мира. Абсолютная природа В. выступает не непосредственно, а осуществляется в ограниченных, конечных формах, и в этом смысле В. относительно. Относительный характер В.

заключается также и в том, что оно осуществляется с конечной скоростью. Существует пространственно-временной предел, вне которого непосредственное В. данного объекта с другими отсутствует. Однако опосредованно они могут взаимодействовать со сколь угодно отдалёнными объектами. Цепь В. нигде не оборвана, она не имеет ни начала, ни конца. Каждое явление — лишь звено всеобщей цепи В.

Принцип В. конкретизируется в учении о причинности. Именно В. определяет отношение причины и следствия: объект воздействия причины не пассивен — он реагирует и тем самым причинность переходит во В. Каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны.

«Ближайшим образом взаимодействие представляется взаимной причинностью предположенных, обусловливающих друг друга субстанций; каждая есть относительно другой одновременно и активная и пассивная субстанция» (Гегель, Соч., т. 5, М., 1937, с. 691). В. обусловливает развитие объектов. Именно В.

противоположностей, Противоречие, является самым глубоким источником, основой и конечной причиной возникновения, самодвижения и развития объектов, их порождения или их возникновения. Самодовлеющее В. естественных сил и процессов как источник самодвижения и развития вещей исключает вмешательство сверхъестественных «абсолютных» источников движения и организации материального мира.

Каждая форма движения материи имеет в своей основе определённые типы В. структурных элементов. При этом В. частей развивающейся системы является одновременно и регулирующим, управляющим фактором, определяющим направление её развития. Каждой качественно определенной системе свойствен особый тип В. Современное естествознание показало, что всякое В.

связано с материальными полями и сопровождается переносом материи, движения и информации. В. может осуществляться лишь с помощью специфического материального носителя. Современная классификация В. основывается на различении силовых и информационных В. В физике известно четыре основных типа силового В.

, которые дают ключ к пониманию бесконечно разнообразных физических процессов, — гравитационные В., электромагнитные В., сильные В. (ядерные) и слабые В. (распадные). Каждый тип В. в физике характеризуется определённой мерой (подробнее см. Взаимодействие в физике). Современная биология исследует В.

на различных уровнях: молекулярном, клеточном, организменном, популяционном, видовом, Биоценоза. Ещё более сложные формы В. характеризуют жизнь общества. По определению Маркса, общество — это «продукт взаимодействия людей» (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 27, с. 402). Классические примеры исследования многообразных В.

в обществе как целостной, внутренне дифференцированной, саморазвивающейся системы — «Капитал» К. Маркса, «Развитие капитализма в России» В. И. Ленина. Категория В. является существенным методологическим принципом познания природных и общественных явлений. Чтобы действительно вскрыть суть объекта, необходимо выявить его закономерные В. Без изучения В.

в его общем и конкретном проявлении нельзя понять ни свойств, ни структуры, ни законов действительности. «Ни один феномен не объясняется сам по себе и из самого себя» (Гёте И. В., Избранные философские произведения, М.,1964, с. 334). Любой объект может быть понят и определён лишь в системе отношений и В. с другими окружающими явлениями, их частями, сторонами и свойствами.

Познание вещей означает познание их В. и само является результатом В. между субъектом и объектом. В. — не только исходный, но и конечный пункт познания. «Мы не можем пойти дальше познания этого взаимодействия именно потому, что позади его нечего больше познавать» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 546). Категория В. занимает фундаментальное место в концептуальном аппарате современного теоретического мышления.

Лит.: Энгельс Ф., Диалектика природы, М., 1955, с. 129, 184, 312; Григорьев В. И., Мякишев Г. Я., Силы в природе, 3 изд., М., 1969; Уемов А. И., Вещи, свойства и отношения, М., 1963; Кедров Б. М., Энгельс и диалектика естествознания, М., 1970, гл. 4.

А. Г. Спиркин.

II

Взаимоде́йствие

в физике, воздействие тел или частиц друг на друга, приводящее к изменению состояния их движения. В механике Ньютона взаимное действие тел друг на друга количественно характеризуется силой. Более общей характеристикой В. является потенциальная энергия. Первоначально в физике утвердилось представление о том, что В.

между телами может осуществляться непосредственно через пустое пространство, которое не принимает никакого участия в передаче В.; при этом передача В. происходит мгновенно. Так, считалось, что перемещение Земли должно сразу же приводить к изменению силы тяготения, действующей на Луну. В этом состояла так называемая концепция дальнодействия.

Однако эти представления были оставлены, как не соответствующие действительности после открытия и исследования электромагнитного поля. Было доказано, что В. электрически заряженных тел осуществляется не мгновенно и перемещение одной заряженной частицы приводит к изменению сил, действующих на др.

частицы, не в тот же момент, а лишь спустя конечное время. В пространстве между частицами происходит некоторый процесс, который распространяется с конечной скоростью. Соответственно имеется «посредник», осуществляющий В. между заряженными частицами. Этот посредник был назван электромагнитным полем.

Каждая электрически заряженная частица создаёт электромагнитное поле, действующее на другие частицы. Скорость распространения электромагнитного поля равна скорости света в пустоте: ~ 300 000 км/сек. Возникла новая концепция — концепция близкодействия, которая затем была распространена и на любые другие В. Согласно этой концепции, В.

между телами осуществляются посредством тех или иных полей, непрерывно распределённых в пространстве. Так, всемирное тяготение осуществляется гравитационным полем.

После появления квантовой теории поля представление о В. существенно изменилось. Согласно этой теории, любое поле состоит из частиц — квантов этого поля. Каждому полю соответствуют свои частицы. Например, квантами электромагнитного поля являются фотоны.

Заряженные частицы непрерывно испускают и поглощают фотоны, которые и образуют окружающее их электромагнитное поле. Электромагнитное В. в квантовой теории поля является результатом обмена частиц фотонами, т. е. фотоны являются переносчиками этого В. Аналогично, другие виды В.

возникают в результате обмена частиц квантами соответствующих полей (см. Квантовая теория поля).

Несмотря на разнообразие воздействий тел друг на друга (зависящих от В. слагающих их элементарных частиц), в природе по современным данным имеется лишь четыре типа фундаментальных В. Это (в порядке возрастания интенсивности В.): гравитационные В. (см.

Тяготение), Слабые взаимодействия (отвечающие за распады элементарных частиц), Электромагнитные взаимодействия, Сильные взаимодействия (обеспечивающие, в частности, связь частиц в атомных ядрах: ядерные силы возникают благодаря тому, что протоны и нейтроны обмениваются частицами ядерного поля — пи-мезонами (См. Пи-мезоны)). Интенсивности В.

определяются так называемыми константами связи (в частности, для электромагнитных В. константой связи является электрический заряд).

Современная квантовая теория электромагнитных В. превосходно описывает все известные электромагнитные явления. Количественная теория сильных и слабых В. пока не построена. В обычных гравитационных В. тел квантовые эффекты считаются несущественными.

Кроме перечисленных силовых В., в системах, состоящих из одинаковых частиц (которые, согласно одному из принципов квантовой механики — Тождественности принципу, являются неразличимыми), появляются специфические несиловые В., не зависящие от констант связи.

Так, частицы с полуцелым Спином испытывают эффективное отталкивание (в соответствии с Паули принципом), а частицы с целым спином, напротив, — эффективное притяжение (см. Статистическая физика, раздел Квантовая статистика). Эти несиловые В. могут также приводить к изменению силовых В.

между частицами (см. Обменное взаимодействие).

Лит.: Григорьев В. И., Мякишев Г. Я., Силы в природе, 3 изд., М., 1969.

Г. Я. Мякишев

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me

Источник: https://gufo.me/dict/bse/%D0%92%D0%B7%D0%B0%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B5

Лечим Цистит
Добавить комментарий